Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Благовещение, избранные святые

Тип: Епитрахиль

Происхождение: Поступила из Можайского Лужецкого монастыря в 1926 году. Создание памятника укладывается в периоде 1668 по 1681 годы. Архимандрит Дионисий, цитируя надпись по монастырской описи 1853—1856 годов, которая, вероятно, повторяет свидетельство более ранних описей, приводит утраченное окончание летописи, называя имя архимандрита — Иосиф. Василий Саввич Нарбеков в дворцовых разрядах числится стольником в период с 1660 по 1679 годы, архимандрит Иосиф был настоятелем монастыря в 1668—1681 годах. Архимандрит Дионисий прямо пишет, что епитрахиль вложена Нарбековой в 1668 году.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. Между 1668—1681 годами

Вкладчик: Вклад Агриппины Павловны Нарбековой в можайский Лужецкий монастырь

Материал: Атлас, камка, парча, холст, набойка, шёлковые, пряденые золотные и серебряные нити, шёлковые кисти.

Размер: 150 х 30

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Новый Иерусалим»

Мастерская: Агриппины Павловны Нарбековой, XVII в.

Описание

Цельная, из вишнёвого атласа. В два вертикальных ряда, обрамлённых серебряной рамкой, вышиты шесть фигур, отделённых друг от друга полосками с именующими надписями. Вверху: слева — архан­гел Гавриил, справа — Богоматерь. Фигуры изобра­жены в рост, слегка повёрнутыми друг к другу, на фоне схематичной архитектуры. Далее вниз и слева направо: святитель Николай Мирликийский с мечом и крепостью в руках, преподобный Ферапонт Можайский, преподобный Василий Правед­ник и мученица Агриппина. Святые изображены в рост, прямолично, в обрамлении фигурных арочек, опирающихся на колонки.

Личное выполнено рыхло, светлым телесным шёлком, частично «по форме». Черты ликов схема­тично обозначены тёмно-коричневыми линиями. Волосы тёмно-коричневые, чёрные и светло-серые (седые). Одежды Богоматери, архангела Гавриила и Николы исполнены прядеными золотными и се­ребряными нитями «в прикреп». Одежды препо­добных и Агриппины шиты «в прикреп» кручёным шёлком бордово-коричневого, синего и табачного цветов. Швы — варианты «ягодки», «городка», «раз­водной клетки», «денежка», «пёрышки», «клопец». Позёмы исполнены золотными, скаными с зелё­ным шёлком, нитями. Контуры фигур и обобщён­ные складки одежд прошиты тёмно-коричневым шёлком «шнурочком». Надписи над архангелом и Богородицей почти утрачены. Над святыми — именующие надписи, шитые серебряными нитями. По краям епитрахили пряденым серебром шита летопись. Начало и конец летописи не сохранились.

Иордань из поздней голубой парчи, под которой сохранился первона­чальный зелёновато-жёлтый атлас. Внизу шесть шёлковых кистей, под кистями — зелёный шёлк. Подкладка из набойки с чёрным геометриче­ским орнаментом по холсту. Под этой подкладкой сохранилась первона­чальная подкладка из кремовой камки с крупномасштабным рисунком.

Иконография

Епитрахиль шилась в подражание столичным образцам с изображением святителей и отцов церкви. Но здесь выбор святых, можно сказать, до­машний, продиктован местом вклада и указывает на вкладчиков. 

В 1697 году Нарбековы вложили в Троице-Сергиев монастырь епитра­хиль, «шитую золотом и серебром». На ней «вышиты: Благовещение, Николай Мирликийский, преподобный Сергий Радонежский и четыре московских святителя (Пётр, Иона, Филипп и Алексей)». (СПГИХМЗ 594-ихо). По технике шитья епитрахиль из Сергиева Посада, испол­ненная почти на два десятилетия позже, отличается от епитрахили из Лу-жецкого монастыря. Доличное здесь шито исключительно серебряными и золотными нитями. Однако общий для них невысокий уровень шитья говорит о том, что работа выполнялась непосредственно в доме Нарбекова, где, вероятно, не было высокопрофессиональных иконописцев- знаменщиков и мастериц, и, скорее всего, не безучастия самой хозяйки.

 

Сохранность и реставрация

Отреставрирована в 2008 году в ВХНРЦ им. Н.Э. Грабаря. Реставратор Н.Ю. Чернова.

Удалены грубые зашивки фрагментов шелкового фона. Ослаблены пятна (по возможности). Про­ведена общая промывка всех частей епитрахили. В места сквозных утрат подведены иглой фраг­менты тонированного холста, выполнено фраг­ментарное и общее дублирование шитья, под­кладки и иордани. Укреплены отстающие нити золотного шитья. По местам сквозных сечений и утрат укреплены остатки фона лицевого ши­тья, подкладки и иордани швом «реставрацион­ная сетка». Шелковый фон по краям епитрахили укреплен методом «взятие в конверт». Проведе­на консервация ранней подкладки из итальян­ской камки и иордани тонким прозрачным газом методом поверхностного перекрытия. Первона­чальная ветхая подкладка из камки смонтирова­на внутрь под позднюю подкладку из набойки.

Фрагменты

Библиография