Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Воздух

Происхождение: Поступил из ризницы Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря в 1920 году.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. 1649 г.

Вкладчик: Вклад Ксении Фёдоровны Юдиной в церковь Воскресения «в Панех».

Материал: Атлас, камка, аксамит, штоф, пряденые золотные, серебряные и шёлковые нити, волочёное серебро, канитель, жемчуг, жемчужный бисер, серебро, эмаль, драгоценные камни.

Размер: 63, 5 х 90, 5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Новый Иерусалим»

Описание

Средник по фону сплошь зашит прядеными золотиыми нитями. На погре­бальном ложе изображён лежащий Христос с вытянутыми вдоль крупного тела руками. У изголовья — Богоматерь, поддерживающая голову Спаси­теля, и две скорбящие мироносицы. В правой части изображены сильно склонившиеся к гробу: Иоанн Богослов, Иосиф Аримофейский и Нико­дим. Их фигуры больше чем наполовину скрыты камнем. Иоанн откры­тыми руками держит левую руку учителя. Иосиф руками, закрытыми одеждой, касается ноги Спасителя. В верхней части средника в удлинён­ном сегменте, обрамлённом облаками, в сиянии изображена поясная фи­гура Саваофа, благословляющего двумя руками. От Саваофа на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя в круглом ореоле с лучами. Над гробом два парящих ангела с ромбовидными рипидами из жемчужин в руках.

Тело Христа шито очень тонким, слабо крученным светлым телес­ным шёлком «в раскол» с тонкими притенениями серовато-коричневого цвета и обведено тёмно-коричневой линией. Личное других персонажей исполнено «по форме» с тонкими оттенениями шёлком телесного цвета «в раскол». Волосы — тёмно- и светло-коричневые, серые. Слегка рель­ефные одежды и погребальное ложе шиты волочёным серебром и воло­чёным золотом с яркими прикрепами разнообразных усложнённых швов («денежка ягодкой», «денежка в четыре клетки», «клетчатый городок», «черенок», «ягодка в четыре клетки»).

Контуры фигур обнизаны жемчужным бисером. Обнизь дополнена золотной канителью. Обнизь нимбов и граней камня из мелкого жем­чуга и петелек из жёстких сплющенных спиралек. В нимбах Христа и Бо­гоматери — жемчужные запоны с драгоценными камнями в кастах, украшенных эмалью. Именующие надписи низаны жемчужным бисером.

По нижнему краю средника жемчужным бисером низана вкладная надпись в две строки, разделенная схематично изображённым платом. На каймах из светло-зелёного атласа прядеными золотными нитями шита надпись красивой затейливой вязью — пасхальное песнопение. Текст начинается на левой кайме, продолжается вверху, переходит на правую кайму и за­канчивается на нижней. На всех каймах буквы направлены к сред­нику.

Средник и края обрамлены узкими полосками серебряного шитья, имити­рующими тесьму. Края обшиты петельчатым аксамитом. Подкладка из фиолетового штофа XIX века. Под штофом сохранилась первоначальная подкладка из голубой камки.

Иконография

Композиция воздуха соединяет в себе многофигурный вариант сю­жета Погребения Христа, характерный для больших плащаниц и пред­почитаемый у Строгановых, с элементами иконографии (сегмент с Саваофом, летящие ангелы с рипидами) воздухов и покровцов, выра­ботанной в конце XVI века в мастерских царицы Ирины Фёдоровны и Дмитрия Ивановича Годунова и ставшей на долгие десятилетия образ­цом для столичных мастерских.

Набор покровцов Ксении Юдиной выделяется на фоне шитых лицевых произведений 1-й половины XVII века не только развёрнутыми сюже­тами двух из них, но и обильным употреблением волочёных нитей, лёг­кой рельефностью поверхности шитья, подчёркнутой пышностью и усиленной декоративностью. Они не имеют аналогий по обилию ис­пользованных для шитья волочёных нитей среди современных им произ­ведений, известных нам.

Фрагменты

Библиография