Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Одигитрия (Смоленская)

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Островоозерского Ворсменского монастыря в 1929 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1630-е гг.

Материал: Тафта, бархат, холст; шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 92 х 84

Страна: Россия

Место хранения: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Мастерская: Царицы Евдокии Лукьяновны, XVII век

Описание

На среднике пелены шита поясная Богоматерь с Младенцем на левой руке. Лик ее обращен к Младенцу, правая рука у груди. Младенец сидит прямо, в его левой руке - свиток, благословляющая правая отведена в сторону. На каймах, обрамленных с двух сторон рельефной "веревочкой", по малиновому бархату вязью вышит тропарь иконе.

Иконография

Пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская» относится к ряду больших богородичных пелен, созданных в мастерской царицы Евдокии Лукьяновны в 1630-1640-е гг. Это такие пелены, как «Богоматерь Владимирская, с праздниками» из Успенского собора Кремля, одноименная пелена из Воскресенского собора Ново-Иерусалим­ского монастыря, пелена «Богоматерь Знамение» 1629/1630 г. из Русского музея. Технически пелена из Нижегородского музея решена так же, как «Владимирская» из «Нового Иерусалима»: голубой фон средника зашит пряденым золотом «в прикреп» «двойной ягодкой» (повторяются и орнаменты прикреп одежд), на каймах из красного бархата плотной рельефной вязью шит тропарь. Тип и шитье ликов аналогичны кремлевской пелене «Богома­терь Владимирская, с праздниками»: несколько амор­фный рисунок черт, широкие моделировки шелком более темного тона образуют вокруг глаз «очки». Этот шелк в значительной степени разрушился и выпал, об­разовав утраты лицевого шитья до голубого фона.

Сохранность и реставрация

Реставрирована Семечкиной Е.В. в 2011 г.

Пелена очищена с оборотной и лицевой сторон с устранением деформации. Бархатные каймы фрагментарно сдублированы по местам сквозных утрат от гвоздей с последующим общим дублированием и перекрытием краев кайм методом "взятие в конверт" и укреплением иглой.  Проведено фрагментарное дублирование по местам сквозных разрывов и утрат на ликах шел­ковым газом, окрашенным в голубой цвет фона. Укрепление разрывов и восполнение утрат личного шитья выполнено тонированными шел­ковыми нитями швом «в раскол» по реставраци­онному фону. Проведено общее дублирование средника. Отстающие золотные нити шитья на среднике и каймах укреплены в технике воспол­нения прикреп. Высокий настил, оставшийся по местам споротого жемчуга, укреплен иглой с то­нированной нитью. Подведена реставрационная подкладка, окрашенная в цвет сохранившегося подлинного фрагмента.

Фрагменты

Библиография