Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Покровец
Происхождение: Поступил в музей в 1938 г. Происходит из Саранской церкви Иоанна Богослова, находившейся в Стрелецкой Нагорной слободе.
Век: 17
Уточнающая датировка: 17 в. Вторая половина
Материал: Шелк, ткань хлопчатобумажная, тесьма, золотные, серебряные, шелковые и хлопковые нити.
Размер: 60 х 67; средник 36 х 42
Страна: Россия
Место хранения: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей
Покровец необычен по иконографии. Он совмещает в себе одновременно две композиции -"Се агнец" и "Голгофу". Среди введенных в научный оборот литургических покровов предметы с таким изображением не встречаются. В верхней части почти квадратного воздуха два симметрично стоящих в рост ангела со слегка склоненными головами, держащих рипиды с херувимами, Под рипидами "Се агнец" - младенец Христос (с крестчатым нимбом) в чаше под звездицей, правая рука которого сложена в старое двуперстное крестное знамение. Под основанием чаши Голгофа с копием, тростью и головой Адама. Средник покровца темно-малинового атласа (с загрязнениями). Центральная часть воздуха имеет кайму серого шелка» на который по периметру нашита металлизированная тесьма XIX века. Серый цвет каймы (он виден также на подгибах через утраты ткани) не находит аналогов среди подобных предметов. Подклад - белая поздняя хлопчатобумажная ткань. Вышивка исполнена золотными, серебряными и шелковыми нитями. Все личное выполнено светлым охристо-серым шелком, все доличное - золотными и серебряными нитями, складки на ризах ангелов - черными.