Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Се агнец; Голгофский крест

Тип: Покровец

Происхождение: Поступил в музей в 1938 г. Происходит из Саранской церкви Иоанна Богослова, находившейся в Стрелецкой Нагорной слободе.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. Вторая половина

Материал: Шелк, ткань хлопчатобумажная, тесьма, золотные, серебряные, шелковые и хлопковые нити.

Размер: 60 х 67; средник 36 х 42

Страна: Россия

Место хранения: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей

Описание

Покровец необычен по иконографии. Он со­вмещает в себе одновременно две композиции -"Се агнец" и "Голгофу". Среди введенных в науч­ный оборот литургических покровов предметы с таким изображением не встречаются. В верхней части почти квадратного воздуха два симметрич­но стоящих в рост ангела со слегка склоненны­ми головами, держащих рипиды с херувимами, Под рипидами "Се агнец" - младенец Христос (с крестчатым нимбом) в чаше под звездицей, пра­вая рука которого сложена в старое двуперстное крестное знамение. Под основанием чаши Голго­фа с копием, тростью и головой Адама. Средник покровца темно-малинового атла­са (с загрязнениями). Центральная часть воздуха имеет кайму серого шелка» на ко­торый по периметру нашита металлизированная тесьма XIX века. Серый цвет каймы (он виден также на подгибах через утраты ткани) не нахо­дит аналогов среди подобных предметов. Под­клад - белая поздняя хлопчатобумажная ткань. Вышивка исполнена золотными, серебряными и шелковыми нитями. Все личное выполнено свет­лым охристо-серым шелком, все доличное - зо­лотными и серебряными нитями, складки на ри­зах ангелов - черными.

Фрагменты

Библиография