Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Евхаристия

Тип: Воздух

Происхождение:

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в.

Материал: Камка, шелк, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 50 х 67

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Описание

Композиция воздуха двухчастная: слева - причащение хлебом, справа - причащение вином; сцены изображены на фоне условных палат, за престолом возвышается фигура Христа, перед ним группы апостолов. Лики и руки шиты атласным швом шелком телесного цвета стежками различных направлений: вертикальными, горизонтальными и "по форме"; одежды святых, престол - разноцветными шелками: белым, лиловым, желтым, красным; складки одежд и контур фигур обведены пряденым золотом в четыре нити; нимб и клав Христа, верх престола, дискос и потир шиты золотом и серебром "в прикреп"; швы: "ягодка", "городок", "клопец"; позем зашит зеленым шелком. У нижнего края воздуха на серовато-песочной камке, сохранились остатки вкладной надписи, шитой светлым шелком. Подкладка - желтый шелк.

Иконография:

Иконография воздуха, а также и образная характеристика его персонажей близки иконе "Причащение хлебом" из иконостаса Троицкого собора, созданного при участии Андрея Рублева и Даниила Черного. В образах угадывается русский национальный тип: округлые лики с красивыми, широко раскрытыми глазами, густыми бровями и небольшими прямыми носами. К сожалению, большие утраты шелкового шитья не позволяют охарактеризовать в полной мере это интересное произведение. Цветовая гамма его была, вероятно, очень красивой: в ней преобладали лиловый, белый и голубой цвета, дополненные местами золотом.

Дополнительная информация:

  • Олсуфьев Ю. А. Искусство XIV и XV веков. Каталог наиболее выдающихся произведений этой эпохи в музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924, с. 12, № 40;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, с. 120.

Сохранность и реставрация

Шитье переложено на голубовато-сероватую крашенину; большие утраты шелка в шитье одежд и волос; в местах утрат виден первоначальный фон - светло-голубая тафта или камка. Реставрирован в 1974 г. в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря М. П. Рябовой: укреплено шитье, наращен край с лица и подкладки.

Фрагменты

Библиография