Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Голгофский крест

Тип: Воздух

Происхождение: Кахетия, мастерская монастыря Ахали-Шуамта (?), добавления - Москва, Царицыны светлицы великой старицы Марфы. Поступление: в 1925 г., из ГИМ, куда воздух был передан из Николо-Угрешского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1540-е гг., 1620 г.

Вкладчик: Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г.

Материал: Атлас, тафта, нити шелковые, пряденые золотные и серебряные.

Размер: 70 х 85

Страна: Грузия

Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"

Описание

Воздух выполнен из двух кусков малинового атласа разного размера. В среднике вышит четы­рехконечный Голгофский крест с процветшими концами в виде трапециевидного трилистника на пятиступенчатом основании. По углам сред­ника вышито четыре восьмиконечных звездицы. Вокруг Голгофы - изображение процветшей трости и копья с надписями на церковнославян­ском языке: Ц[А]РЬ СЛАВЫ, IС ХС, НИ КА, КОПИЕ, ТР[О]СТЬ, М[ЕСТО] Л[ОБНОЕ] Р[АЙ] Б[ЫСТЬ]. Средник и края воздуха отмечены вышитыми полосками. По кайме шита надпись на древ­нем грузинском языке. Фигуративное шитье и надпись выпол­нены прядеными золотными нитями с шелковой прикрепой: Голгофа - швом «городок», звездицы - швами «клопец» и «свободный прикреп» красным и синим шелком. Орудия Страстей и церковносла­вянская надпись вышиты более тонкими пряде­ными серебряными нитями. Подкладка из желтой тафты, по верху - чернильная надпись: № 2.

В XVI-XVII вв. наиболее традиционным считалось изображение Голгофы в виде многоступенчатой равносторонней площадки с крестом на вершине. Встречающееся на разных русских памятниках из тканей изображение Голгофы наиболее харак­терно для подвесных пелен, надгробных покровов и знамен. Скорее всего, в Кахетию подобное изо­бражение Голгофы попало во время правления царя Левана и было связано с кахетинскими посоль­ствами в Иерусалим 1531-1536 гг. с целью выкупа и восстановления Голгофы, разрушенной турками. Аналогичное изображение Голгофы имеется на серебряной пла­стине, изготовленной по заказу царя Левана, которая прикреплена на обороте иконы «Богоматерь Одигитрия». Такое же изображение в виде кирпичной кладки имеется на стенах крепости Греми - древней столицы Кахетии - и монастыря в Ахали-Шуамта, основанного царицей Тинатин, где, скорее всего, в 1540-х гг. и был выполнен литургиче­ский комплект.

Комплект попал в Россию, вероятно, во времена царствования Ивана IV в качестве посольско­го дара, после чего хранился в царской казне. Непосредственно перед вкладом царя Михаила Федоровича в Угрешский монастырь в Царицыных светлицах были вышиты Орудия Страстей и пояснительные церковнославянские надписи вокруг Голгофы, что подтверждается наличием отличных от основного шитья нитей. На одном из покровцов имеется чернильная надпись, свиде­тельствующая о вкладе литургического комплек­та.

Осмысление воздуха в контексте литургического комплекта: публикация покровцов, синхрониза­ция памятника с культурно-историческим контек­стом, исторические реалии времени правления царя Левана, а также описи Угреш­ского монастыря послужили основанием для датировки памятника 1540-ми гг. Особенности выработки тканей - грубые, толстые, с узелками, неровно прокрашенные нити, свидетельствующие о нерегулярной работе ткацкого станка, - исклю­чают происхождение шелка из известных центров шелкоткачества и подтверждают их местное производство. Исходя из поверхностного осмотра, можно сказать, что шелка окрашены армянской кошенилью, признаками которой являются не­обыкновенная устойчивость к свету и насыщен­ный пурпурный оттенок ткани.

Сохранность и реставрация

Выцветание атласа и таф­ты. Потертости, сечение, разрывы шелковых и золотных нитей. В 2012 г. в МГОМЗ памятник прошел реставрацию (художник-реставратор Е.Ю. Миронова).

Фрагменты

Библиография