Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь с Младенцем на троне; Сошествие во ад; Снятие со креста

Тип: Омофор

Происхождение: Особенностью омофора является изображение в "звезде" Богоматери на престоле, с Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Думается, что выбор этого сюжета обусловлен конкретными фактами биографии архиерея, которому был поднесен омофор и чье служение было связано как с Новгородом, так и с Москвой. Из архиереев 60-70-х годов XVII в. это могли быть патриархи Питирим, занимавший престол с 7 июля 1672 г. по 1673 г. (до 1664 г. митрополит Крутицкий, затем Новгородский), или Иоаким, сменивший его сначала в 1673 г. на новгородской кафедре, а в 1674 г. - на патриаршей.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. 1660-1670-е гг.

Материал: Тафта, камка, объярь, холст, шелковые, серебряные и золотные нити, золотные тесьма и кружево.

Размер: 227 х 32, диаметр круглого клейма - 15,5 х 13,5, кресты - 31 х 28,3

Страна: Россия

Место хранения: Церковно-Археологический кабинет Московской Православной Духовной Академии

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

Омофор шит из итальянской камки XVII в. палевого цвета с растительным орнаментом в виде разработанных вьющихся толстых стеблей, проходящих через короны, а также плодов граната и листьев аканфа. Сохранившиеся полосы "источников" выполнены из турецкой золотной объяри XVII в. (мелкие красные гвоздики по золотому фону). Подкладка поздняя - китайская камка XVIII в. Края омофора обшиты золотными тесьмой и кружевом. Посередине омофора нашита "звезда" - круглое (в данном случае овальное) клеймо с шитой композицией "Богоматерь с Младенцем на троне, с преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским". Богоматерь держит на коленях Младенца, который благословляет правой рукой. Слева и справа изображены коленопреклоненные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В крестчатых клеймах по сторонам вышиты "Воскресение" (в типе "Сошествия во ад") и "Снятие со креста". Именующие надписи шиты красным шелком. Шитье композиций выполнено по красной тафте. Лики шиты плотно крученым шелком светло-серого цвета "атласным швом" "по форме". Рисунок черт лица - черным шелком. Светотеневая моделировка ликов передана по характерной "строгановской" схеме коричневым шелком. Все доличное и фон зашиты пряденым золотом и серебром "в прикреп" и сканью. Прикрепы разноцветного шелка образуют орнаменты: крестик, клопчик, черенок, городок, ягодка двойная. Контуры выделены серебряной нитью высоким швом "по веревочке".

Сохранность и реставрация

Омофор обрезан с одного конца почти на 200 см. Утрачены: два креста, на которых были вышиты, вероятно, сюжеты "Распятие" и "Положение во гроб"; "источники", кисти на концах омофора. Подобные кресты при­сутствуют на двух сохранившихся омофо­рах, созданных по заказу Строгановых для митрополита Ростовского Ионы Сысоевича (1665)' и архиепископа Суздальского Сте­фана (1671-1672)2. В то же время на этих омофорах в овале («звезде») вышито «Воз­несение».

Фрагменты

Библиография