Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Московский и Новгородский Кремль с избранными святыми. Восхождение на крест.

Тип: Омофор

Происхождение: Принадлежал патриарху Никону (?) Происходит из Софийского собора.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. Середина

Материал: Атлас, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, золочение.

Размер: 438 x 30,5

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

На фон более поздней светлой шелковой ткани, украшенной золотным кружевом, нашиты детали омофора (возможно, разных омофоров) XVII века: равноконечный крест с композицией "Восхождение на крест" и по три полосы ("источники") на каждом конце омофора. На средних полосах вышиты изображения Московского и Новгородского Кремлей с избранными святыми. Около Московского Кремля представлены: слева - митрополиты Петр и Иона, св. Алексей человек Божий; справа - митрополиты Алексей и Филипп, св. Мария Египетская; крайние фигуры обрезаны. Рядом с Новгородским Кремлем вышиты новгородские святые: слева - епископ Никита, архиепископы Иоанн и Иона; справа -- епископ Нифонт, архиепископы Евфимий и Моисей; крайние фигуры обрезаны. По боковым сторонам омофор обшит каймой из красного атласа с жемчужным орнаментом в виде вьющегося стебля с трилистниками. На омофоре серебряные позолоченные пуговицы, к концам пришиты кисти из пряденых золотных нитей с жемчужными ворворками. Изображение Московского и Новгородского Кремлей и избранных святых: около Московского Кремля представлены: слева - митрополиты Петр и Иона, св. Алексей человек Божий; справа - митрополиты Алексей и Филипп, св. Мария Египетская; крайние фигуры обрезаны. Рядом с Новгородским Кремлем вышиты новгородские святые: слева - епископ Никита, архиепископы Иоанн и Иона; справа - епископ Нифонт, архиепископы Евфимий и Моисей; крайние фигуры обрезаны. Шитье сканью, шелковыми, прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (швы: "ягодка", "рядки", "разводная клетка"). Личное выполнено "атласным" швом не по форме и без притенений. Надписи, контуры, детали одежд низаны жемчугом. Фон - синий атлас, зашит золотными нитями. Восхождение на крест: композиция вписана в рамку в форме квадрифолия; в центре изображен поднимающийся на крест Христос, которому помогают двое слуг; по сторонам - свидетели события. Шитье сканью и прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (швы: "черенок", "ягодка", "рядки"). Личное выполнено "в раскол" по форме. Надписи и контуры низаны жемчугом. Фон - "таусинный" атлас, зашит сканью внутри квадрифолия и прядеными золотными нитями - на рукавах креста.

Сохранность и реставрация

Реставрирован в мастерской Новгородского музея Н.Ю. Рябовичевой в 1994-1998 гг. 1 Согласно описаниям омофора в литературе XIX-начала XX веков, на нем располагались еще три креста со сценами "Распятие", "Снятие со креста", "Сошествие во ад", а также изображение Христа с апостолами (по описанию Н. В. Покровского - Спаса Эммануила с четырьмя ангелами). 2 Утраченная Опись архиерейской ризницы Софийского собора 1690 года, которую цитирует архимандрит Макарий, в числе святых, изображенных около Московского Кремля, называет также св. Василия Блаженного. 3 В указанной Описи 1690 года среди новгородских святых значится также архиепископ Серапион, а крайние фигуры определены как князь Владимир и княгиня Анна

Фрагменты

Библиография