Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Омофор
Происхождение:
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. 1618 г.
Материал: Шёлк, шитьё, мишура, жемчуг, бусы.
Размер: 385 х 30,5
Страна: Болгария
Место хранения: Национальный Исторический музей Болгарии
Мастерская: Неофит, 1618
На двух концах вышита дарственная надпись на греческом языке, на двух строках, начиная с правой части и продолжая в левую. По краю омофор украшен красными и синими кистями с золотыми шарами. Большинство жемчугов утрачены; шелк у восьмиугольной звезды порван. Омофор украшен аппликацией из четырех вышитых крестов, а над надписью - двумя полосками. На первой изображены святые: св. Феодор Тирон, Феодор Стратилат, св. Георгий, св. Димитрий, св. Нестор; св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Григорий и св. Спиридон. На второй полоске представлены херувимы и огненные колеса. На каждом кресте представлены по пять сцен, выполненных плотной многоцветной вышивкой - по одной в центре и на каждом конце креста - каждая в овальном обрамлении. Первый крест в правой части посвящен Богоматери: в центре изображена сцена "Свише те пророки предизвестиха" - Богоматерь на троне, перевитом лозой, рядом пророки со свитками, над ней Христос в мандорле; справа - Рождество Богоматери; слева - Введение Богоматери; наверху - Благовещение; внизу - Успение Богоматери. Христос Великий Архиерей представлен на аппликации в восьмиконечной звезде, с распростертыми руками, одет в саккосе с детально вышитыми крестами, вписанными в красные и синие медальоны. На следующем кресте представлена сцена "Неделя всех святых", отдельные контуры обнизаны жемчугом. В центре Христос в мандорле, по обеим сторонам Богоматерь, св. Иоанн Креститель и святые. Шитье такое искусное, что среди святых четко выступает образ св. Иоанна Златоуста в полиставрио-не с крестами, вписанными в медальонах; под Христом представлен ряд святых, в центре св. Константин и св. Елена. В верхней части креста - сцена Рождества; справа - Сретение; слева - Крещение; внизу - Воскрешение Лазаря. На первом кресте в левом части омофора представлены следующие сцены: в центре - Распятие; вверху - Тайная вечеря; справа - Умовение ног; слева - Предательство Иуды; внизу - Оплакивание Христа. В центре омофора расположено Вознесение Христа; слева - Преображение; внизу - Вход в Иерусалим; справа - Сошествие во ад; вверху - Пятидесятница. Этот омофор является одним из самых представительных образцов шитья поствизантийского периода. Вышивка многокрасочная в пастельных тонах, с мягко переливающимися тенями. Исключительно детально переданы лики святых, фигуры динамичные, композиции сложные и многофигурные.
Христос Великий Архиерей представлен на аппликации в восьмиконечной звезде, с распростертыми руками, одет в саккосе с детально вышитыми крестами, вписанными в красные и синие медальоны.