Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Боголюбская

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1915 г. от Г.О. Чирикова. Пелена была создана в последний год пребывания архиепископа Макария в Новгороде: в 1542 г. он становится московским митрополитом. Произведение было создано для церкви Спаса Преображения на Розваже улице, находившейся на Софийской стороне Новгорода. В 1542 г. на Софийской стороне в Новгороде был большой пожар, уничтоживший много церквей и среди них церковь Спаса на Розваже. Церковь была быстро восстановлена, и боярин архиепископа сделал этот вклад.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1542 г.

Вкладчик: Вклад боярина Семена Александровича в Преображенскую церковь на Розважской улице в Новгороде.

Материал: Камка, шелковые, золотные, серебряные нити.

Размер: 55,5 х 104,3

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

На пелене в центре представлена Богоматерь в рост перед молящимся народом. Такой тип "Богоматери Боголюбской" носит название "Моление о народе". Слева от Богоматери - преподобный Симеон Дивногорец, Аникита мученик Никомидийский, справа - Зосима причащает Марию Египетскую. По краю идет вкладная надпись, хорошо сохранившаяся только по части левой и нижней каймы. Шитье разноцветными шелками "в раскол", а также золотными и серебряными нитями "в прикреп". Лики шиты песочного цвета шелком "в раскол" не по форме, без притенений. Фон - песочного цвета камка. Подкладка новая - голубая крашенина.

Иконография:

В тонкости силуэтов фигур, изломанности линий видно сочетание новгородских и московских черт, что было характерно для искусства Новгорода первой половины XVI столетия.

Необычно вытянутая по горизонтали ткань включает три самостоя­тельных сюжета. В центре вышито «Моление Богоматери о народе» — сюжет, по­лучивший с XV века широкое распространение в московском искусстве, причем состав припадающих довольно широк: князья, епископы, монахи, бояре, жены с младенцами. Возможно, появление этой молитвенной сцены было связано с по­миновением погибших во время пожара. Покаянно-литургический характер па­мятника подтверждают и боковые композиции, особенно сцена Причащения Марии Египетской преподобным Зосимой, изображенная в правой части. В то время как слева (одесную Спасителя) размещены две прямоличные фигуры пре­подобного Симеона Столпника (Дивногорца) и Аникиты — мученика Никомидийского, празднуемого в один день с мучеником Александром в канун отдания празд­ника Преображения, то есть связанные с посвящением храма, небесными покро­вителями ктиторов и обстоятельствами их личного вклада. Упомянутый в надписи Семен Александрович был новгородским боярином владыки Макария и, воз­можно, братом новгородского помещика Андрея Александровича Квашнина, что объяснило бы появление представленных здесь святых. Несмотря на плохую со­хранность и почти утраченные первоначальные цвета изображений, очевидно, что насыщенная красочная гамма разнообразных цветных шелков придавала пе­лене чрезвычайно праздничный облик, напоминающий драгоценное ювелирное изделие. Однако самое существенное в художественном строе памятника — особая роль подготовительного рисунка, автором которого был незаурядный знаменщик. Тонкие вытянутые фигуры с хрупкими конечностями и изящными линиями си­луэтов создают возвышенно-идеализированный мир, наполненный духовной гар­монией и истонченности чувств. При этом орнаментально дробные складки, пе­ресекающиеся линии драпировок с тонко прорисованными каскадами ткани, например, за спиной Богородицы живо напоминают другие произведения вре­мени — скульптуры амвона 1533 года, икону «Покров» из собрания Н. П. Ли­хачева, миниатюры рукописей, исполненных в мастерской Софийского Дома.

Дополнительная информация:

  • Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Л., 1979, с. 411, ил.;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 27, 32-33, кат. 28.

 

Сохранность и реставрация

Пелена дошла до нас в плохой сохранности.

Реставрирована в ГРМ в 1971 г. Т. М. Бургазлиевой.

Фрагменты

Библиография