Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г.
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. 1639-1640 гг.
Вкладчик: Вклад царя Михаила Федоровича в Успенский собор Московского Кремля.
Материал: Камка, тесьма, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг, изумруды, серебро.
Размер: 109 x 74
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Царицы Евдокии Лукьяновны, XVII век
В среднике подвесной пелены к иконе XII в. "Богоматерь Владимирская" вышито по желтой камке (видна по краям) поясное изображение Богоматери. Младенец сидит на ее правой руке, левой рукой Богородица прижимает Сына к груди; он касается лицом щеки Марии, обхватив одной рукой ее шею. Ступни ножек Младенца обнажены, левая повернута пяткой к зрителю. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах изображены двунадесятые праздники (сверху слева направо); над клеймами находятся надписи. 1) Благовещение: на фоне двух архитектурных сооружений, соединенных зубчатой стеной слева к Богоматери приближается, благословляя ее, архангел Гавриил, Мария стоит в позе моления справа на подножии перед скамьей с подушкой, сверху на нее нисходит луч. 2) Рождество Христово: на фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед ней ясли с Младенцем, за которыми видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч, слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой, внизу слева сидит Иосиф и перед ним пастух с посохом. Правее, пробуя рукой воду в купели, сидит служанка с Младенцем на руках. 3) Сретение: на фоне архитектурных сооружений в проеме портала, у престола на подножии, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева стоят Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) Крещение: в Иордане стоит обнаженный Христос, слева на фоне горок к нему склонился Иоанн Предтеча, благословляя его протянутой рукой; справа на берегу три ангела. 5) Воскрешение Лазаря: на фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него - крышка гроба; слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; к ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) Вход в Иерусалим: в центре изображен Христос, едущий на осляти, за ним идут апостолы, справа из городских ворот навстречу им выходят люди, внизу - брошенные одежды, на заднем плане - дерево и гора. 7) Преображение: на горе Фавор в ореоле стоит Христос, по сторонам от него - Илья и Моисей, от фигуры Христа исходят три луча, внизу - коленопреклоненные апостолы Иаков, Иоанн и Петр. 8) Распятие: в центре изображен распятый на восьмиконечном кресте Христос, по сторонам креста на фоне иерусалимской стены стоят слева - Богоматерь и жена-мироносица, справа - Иоанн и Лонгин Сотник, под крестом - Голгофа с черепом Адама в пещере. 9) Сошествие во ад: на фоне горок в мандорле на разрушенных вратах ада стоит Христос; он обернулся к Адаму и выводит его за руку из ада, за Адамом видны Соломон, Давид и другие праотцы с нимбами, справа на коленях стоит Ева, за ней видны несколько праотцев без нимбов. 10) Вознесение: в центре стоит Богоматерь с двумя ангелами, по сторонам на некотором расстоянии - группы апостолов (без нимбов), над ними Христос в мандорле, возносимый двумя ангелами. 11) Сошествие Святого Духа на апостолов: в центре в пещере изображен Космос в виде поколенной фигуры старца в короне с перекинутыми через вытянутые руки платом, по сторонам на скамьях сидят двенадцать апостолов, сверху на них нисходит Божественный луч, символизирующий присутствие Святого Духа. 12) Успение: за ложем с лежащей на нем Богоматерью в мандорле стоит Христос с ее душой, над ним - херувим, по сторонам гроба - апостолы и два святителя. Личное шито серовато-песочным тонко крученым шелком плотно "атласным" швом по форме с оттенениями более темным шелком "в раскол". На левой и нижней каймах личное шито желтоватым шелком. Черты и контуры ликов и рук, глаза - темно-коричневым, губы Богоматери и Младенца - желтым. У Младенца сверху волосы выполнены коричневой нитью, внизу - желтой с коричневыми прядями. Одежды, архитектура и другие детали шиты прядеными золотными и серебряными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы - "ягодка", "двойная ягодка", "клетчатый городок", "черенок", "городок", "денежка в четыре клетки", "перышки", "клопчик"). В клеймах, в горках и на позёме - сканое золото; сияние, мандорла, вода, шиты голубым шелком, дерево - зеленым, крыши - голубым и красным. Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов - "двойная ягодка"). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери - три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотная тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура.
Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной "Богоматери Владимирской" (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г., в золотом "фотиевском" окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве), и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях. Сплошное золотное шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход.
Дополнительная информация:
Лики несколько деформировались, потертость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена.