Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Знамение

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1934 г. из МФ через ГЭ.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1630 г.

Материал: Атлас, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, камни, серебро.

Размер: 78 х 62

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

Шитая икона, исполненная, в основном, золотными нитями "в прикреп", украшена не только драгоценными камнями, жемчугом, которым обнизаны контуры, складки одежд, детали орнамента, буквы надписи, но и серебряными, позолоченными дробницами с монограммой Богоматери. Молитвенная надпись заканчивается датой: 7138(1630).

Иконография:

Изображение "Богоматери Знамение" восходит к древнехристианскому искусству. Композиция получила развитие на Руси и исторически связана с новгородской иконой XII в., по легенде, чудесным образом спасшей Новгород при осаде его суздальцами в 1170 г. Чудотворная икона в настоящее время находится в Софийском соборе Новгорода, ранее хранилась в специально для нее построенном Знаменском соборе на Ильинской улице. Шитая икона - повторение прославленной новгородской иконы. Такие шитые иконы, повторяющие наиболее почитаемые, были распространены на Руси. По художественному строю памятник близок произведениям, вышедшим из царицыной мастерской Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича, первого из династии русских царей Романовых. Об этом говорит не только рисунок, но и виртуозная техника шитья, сходство особенно сказалось в шитье лика "атласным швом" с тонкими, легкими притенениями. Известно, что царь с царицей, находясь под влиянием своего духовника протопопа Максима, более других почитали новгородские святыни.

Фрагменты

Библиография