Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Гребневская; Троица Ветхозаветная; святые князья Борис и Глеб

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1930 из Шереметевского дворца (Музей быта).

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Материал: Шелковая ткань; шитье золотными, серебряными и шелковыми нитями; драгоценные камни, золото.

Размер: 37 х 31

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

Небольшого размера пелена, сплошь шитая золотными и серебряными нитями, а также жемчугом и драгоценными камнями, по рисунку и великолепию материалов близка произведениям конца XVII столетия. По сторонам центрального изображения Богоматери Гребневской представлены в позах моления первые русские святые - мученики Борис и Глеб.

Иконография

Иконографический замысел подвесной пелены достаточно своеобразен. Образ Богоматери с Младенцем, вполоборота восседающим на ее правой руке, повторяет тип, получивший в XVII веке название «Богоматерь Гребневская (или Гребенская)». Легендарное предание связывает его с иконой, поднесенной после победы над Мамаем гребенскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому, повелевшему специально для нее возвести деревянный храм Успения на Бору. О чудесном заступничестве образа рассказывали защитники Москвы во время событий 1612 года. Многочисленные чудеса и исцеления особенно прославили его в XVIII веке. Традиционное для многих подвесных пелен изображение Ветхозаветной Троицы, часто определяемое посвящением монастыря, дополнено символами двух евангелистов — Матфея и Иоанна, а также предстоящими Богородице поясными образами ангелов. Изображенные ниже Борис и Глеб, скорее всего, представляют небесных патронов заказчика. Стоящий одесную Спасителя князь Борис, облаченный в одежды, напоминающие парадные боярские шубы, возможно, связан с личностью боярина Бориса Годунова, с 1595 года занимавшего царский престол. Иконография верхнего поля тем самым оказывается весьма созвучной традиционным замыслам годуновского времени: возведению Троицких храмов и монастырей, созданию целых циклов, посвященных хождению и деяниям Святой Троицы

Фрагменты

Библиография