Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Воздух

Происхождение: Хранился в Вологодском Софийском соборе. (?) Вывезен из Москвы в 1960-е гг.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. Начало 1660-х гг.

Материал: Атлас, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 32,7 х 53,2

Страна: Россия

Место хранения: Частное собрание, Нью-Йорк

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

Шитье воздуха выполнено по красному атласу, который в верхней части не зашит и служит фоном. Все личное шито крученым шелком "по форме". Рисунок в личном передан черным шелком, зрачки - черным, радужка глаз - темно-вишневым. Светло-коричневым шелком вышиты сегментообразные тени, идущие от бровей к переносице, от угла глаза дугой до соединения с тенью по овалу лика. Этим же тоном выделены подглазия. У безбородых ликов оттенены верхняя губа и трапецевидная тень на подбородке. Волосы шиты коричневым и серым (седые) шелком с разделкой на пряди черным. Доличное шито пряденым золотом и серебром "в прикреп". Шелк неярких тонов образует несложные орнаменты прикреп: "черенок" (гроб, препоясание Христа, одежды Иосифа, Иоанна и Марии Магдалины), "клетчатый городок" (одежды Богоматери и Марии Клеоповой, позем), "двойная ягодка" (одежды Никодима и правого ангела с кацеей), "разводная клетка" (мафорий Богоматери). Нимбы зашиты, в основном, ягодкой, только у Иосифа - "косым рядом". Облака и небесные сегменты шиты сканью. Рисунок складок и контуры очерчены коричневым шелком. Уникальность воздуха состоит в том, что вышитая на нем композиция "Положение во гроб" "зеркально" перевернута: Христос лежит, скрестив ниже живота руки, справа налево. Его голову поддерживает двумя руками сидящая справа Богородица. За ней глубоко склоняется к телу Мария Клеопова, обхватившая голову руками. Далее в более легком склонении - рвущая волосы Мария Магдалина. Мужская группа симметрично размещена слева: ближе к руке Христа, касаясь его бедра, припадает юный апостол Иоанн, за ним чуть выше - Никодим и последним, как бы стремясь приложиться к ногам Спасителя, - Иосиф. Заключают эту композицию за спинами учеников и жен-мироносиц тесно вписанные в нее как участники оплакивания Христа два ангела. Они облачены в стихари и держат рипиды, придавая евангельской сцене литургический смысл. Эта линия усиливается двумя маленькими фигурами летящих перед гробом ангелов с кацеями, которыми они кадят скомканную перед гробом пелену. Вверху в центре в облачной полусфере вышита фронтальная фигура Саваофа, двуперстно благословляющего обеими руками. Из его уст исходит в сторону Христа луч с образом Святого Духа в виде голубя в круглом сиянии. В верхних углах в небесных сегментах личины солнца и луны.

Сохранность и реставрация

Отсутствуют каймы, которые, безусловно, были.

Библиография