Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в музей в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 - 16 вв. Конец 15 - начало 16 в.

Материал: Камка, шелковые, золотиые и серебряные нити.

Размер: 54 х 52

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Тверская великокняжеская светлица, XV в.

Описание

В верхней части средника пелены помещено поясное изображение Богоматери с воздетыми к небу руками, с младенцем Христом на груди. Она представленана фоне яркого перистого куста, объятого пламенем. По сторонам ее - слетающий ангел и пророк Моисей, снимающий обувь. Под фигурой Богоматери в центре средника - обращенные к ней в позах моления две группы святых: слева - митрополит Петр, Леонтий Ростовский, Кирилл Белозерский, справа - митрополит Алексей, Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский. На кайме в медальонах расположены поясные изображения святых, как бы вплетенные в молитвенную надпись, заполняющую весь фон полей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Николы, Григория Богослова, Антония Печерского, Евфимия Нового, Феодосия Печерского, Саввы Освященного, Варлаама Пустынножителя, царевича Иоасафа, Дмитрия Прилуцкого. Шитье преимущественно шелками разных оттенков "в раскол", золотом и серебром "в прикреп" по ярко-желтой камке (средник) и темно-серой камке (кайма). Складки одежд обведены золотной нитью. Лики шиты темно-песочного цвета шелком "в раскол" не по форме, без притенений. Подкладка новая - голубой коленкор.

Иконография

Иконография памятника отражает традицию почитания святых на Руси конца XV — начала XVI века, сложившуюся до известных Макарьевских соборов середины XVI века. В художественном отношении пелена принадлежит к числу лучших произведений шитья круга Дионисия.

Дополнительная информация:

  • Щекотов Н. М. Древнерусское шитье. - София, 1914, № 1, ил. с. 13, с. 25;
  • Орлов А. С. Библиография русских надписей XI-XV вв. М.-Л., 1952, с. 160-161, № 286;
  • Alpatov M. W. Tesori dell'Arte Russa. Milano, 1966, p. 129;
  • State Museums of USSR. State Museums of the Moscow Kremlin. State Russian Museum. Leningrad, 1969, vol. 2, p. 170, N 79;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1-49. М., 1971, с. 61-62, № 45, с. 135, табл. 35;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 14, 15, ил. 14;
  • Проблемы истории СССР. М., 1974, вып. 4, с. 67;
  • Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1977, [вып.] 42, с. 21 (примеч. 10);
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 14-15, 25-26, кат. 21, ил. с. 129.

Сохранность и реставрация

Реставрирована в Русском музее в 1925 г. М.И. Покровской, А.Н. Суворовой и А.В. Ухановой; повторно укреплена в 1962 г. Подкладка новая - голубой коленкор.

Фрагменты

Библиография