Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: Поступила из Вознесенского монастыря в 1919 г.
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. 1630 г.
Вкладчик: Вклад в кремлевский Вознесенский монастырь княгини Домники Михайловны, жены князя Федора Ивановича Мстиславского.
Материал: Бархат, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг.
Размер: 130 х 105
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Домники Михайловны Мстиславской, первая половина XVII в.
На среднике вышито поясное в трехчетвертном повороте изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. Младенец изображен прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери - два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном изображению служит гладкий вишневый бархат. Личное шито по тонкому льняному холсту плотно, тонким крученым шелком песочного цвета "в раскол" по форме, с оттенениями светло-коричневым шелком. Радужки глаз - коричневые, губы - красные, черты лица прошиты темно-коричневой нитью. Волосы Младенца шиты сканым серебром с коричневым шелком, в коричневых волосах ангелов - красные тороки. В подкрыльях ангелов - более толстые крученые шелковые желтые и зеленые нити. Одежды, нимбы и крылья шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы - "клетчатый городок", "рядки", "черенок", "городок", "ягодка", "ягодка двойная"). Складки одежд прочерчены темно-коричневой нитью. Звезды на очелье и плече Богоматери, "бахрома" на мафории и цветы в растительном орнаменте на ее нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов шиты рельефно золото-серебряной нитью. Орнамент на нимбе Богоматери, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Также были обнизаны и надписи на фоне. На среднике под изображением пряденым серебром вязью шита вкладная надпись в две строки. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми пряденым серебром полосами, по гладкому синему бархату шит золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь и кондак Богородице. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух каймах буквы направлены внутрь, на других - наружу произведения. Подкладка из малиновой тафты. На подкладке сверху пришито три кольца.
Пелена первоначально предназначалась под древнюю икону Вознесенского монастыря, написанную в 1482 г. на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следует. Интересно, что в наименовании изображения на пелене, как и в иконе 1482 г., сохранены такие палеографические особенности как своеобразное лигатурное соединение букв Р и И, а также начертание буквы Д, приближающееся к дельте греческого курсива, что встречается в нескольких иконах, связанных с иконой Дионисия. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца.
Дополнительная информация:
В оттенениях на ликах и в складках одежд - утраты коричневого шелка, отставания золотных нитей и потертость на очелье (видна подложка из льняных нитей). Утрачена большая часть жемчуга на надписях и частично на нимбе Христа. Бархат на фоне выцвел, загрязнен, на рамке следы гвоздей. На среднике ниже вкладной надписи пришита полоса другого красного бархата. Подкладка позднейшая, сечется, с прорывами.