Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: Находилась в коллекции П. И. Харитоненко. Поступила через Госфонд в 1925 г.
Век: 16
Уточняющая датировка: 16 - 17 вв. Конец 16 - начало 17 в.
Материал: Камка, бархат, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити.
Размер: 41 х 28; средник - 29,5 х 22
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
На среднике подвесной пелены к небольшой иконе по малиновой камке вышито изображение поясной Богоматери Тихвинской. Правая рука ее прижата к груди. Младенец одной рукой благословляет, другой держит на коленях свиток, ступня его правой ножки повернута пяточкой к зрителю. Личное шито тонким некрученым золотисто-песочным шелком "в раскол" с небольшими оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены черной нитью. Волнистые волосы Младенца и радужки глаз шиты красно-коричневым шелком. Нимбы и одежды - прядеными серебряными и золотными нитями с красно-коричневой, голубой и желтой прикрепой (швы - "ягодка", "черенок", "рядки"). Рельефный контур нимба Богоматери шит золотной нитью. Такие же обрамления имеют каймы из той же малиновой камки, что и средник, с тропарем иконе Божией матери "Одигитрия", шитым серебряной нитью четкой вязью. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем нижнюю и правую. Буквы на верхней кайме направлены внутрь, на остальных - наружу пелены. К нижнему концу пелены пришито пять кистей из крученого малинового шелка с ворворками. Подкладка из желтой камки.
Изображение Богоматери с Младенцем на пелене повторяет образ чудотворной иконы Богоматери Тихвинской, явленой в 1383 г. и особо почитавшейся в XVI в. Этим обусловлено большое распространение списков Тихвинской Богоматери в XVI-XVII вв., ко многим из которых прикладывались лицевые пелены. В музейных собраниях сохранилось значительное число пелен с образом Богоматери Тихвинской, но большинство их мало изучено. Ближайшая иконографическая аналогия публикуемой пелене - икона "Богоматерь Тихвинская" (третья четверть XVI в.), вставленная в раму с клеймами Сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.
Дополнительная информация:
Утраты шитья в личном, потертость золотных нитей, особенно на тексте песнопения. Ткани секутся. В XIX в. пелена была нашита на картон с наклеенным на него темно-зеленым бархатом того же времени.