Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Моление великомученицы Екатерины о народе, с житием

Тип: Пелена

Происхождение: Согласно описи 1635–1646 годов, пелена находилась под иконой Богоматери Тихвинской, стоявшей в киоте перед Большим иконостасом, рядом с образом апостолов Петра и Павла: «У Пречистой пелена тафтяна багрова, а на ней шит образ святыя великомученицы Христовы Екатерины золотом и серебром и шелки…». Впоследствии она неоднократно меняла свое местоположение в соборе и в XIX столетии была передана в Хутынский монастырь. Происходит из Софийского собора в Новгороде (?) Отсутствие пелены в описях Хутынского монастыря 1642 и 1782 годов позволяет сделать предположение о том, что она поступила туда позднее и, вероятно, из Софийского собора. По крайней мере в Софийских описях XVII-XVIII веков встречается чрезвычайно схожая по описаниям пелена с изображением мученицы Екатерины. Поступила в древлехранилище в 1915 году из Хутынского монастыря, куда в XIX веке была передана, видимо, из Софийского собора.

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 в. 1550-е гг.

Материал: Шелковая ткань, холст, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 63,5 x 61,5

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

В среднике на фоне горок изображена мученица Екатерина с развернутым свитком в левой руке, обращенная к Христу, поясная фигура которого вышита в сегменте "неба" в левом верхнем углу. Справа от мученицы - воин, вынимающий меч, в левом нижнем углу - группа коленопреклоненных молящихся. На кайме располагаются двенадцать клейм со сценами жития мученицы Екатерины. Порядок клейм: 1.Обличение язычников; 2.Обличение царя; 3.Явление св. Екатерине архангела Михаила; 4.Обличение языческих философов; 5.Избиение св. Екатерины воловьими жилами; 6.Преклонение перед св. Екатериной философов, обращенных в христианство; 7.Посещение Христом и ангелами св. Екатерины в темнице; 8.Посещение женой царя Августой и военачальником св. Екатерины в темнице; 9.Царь Максентий повелевает освободить св. Екатерину из темницы; 10.Приведение св. Екатерины к колесу; 11.Спасение ангелом св. Екатерины от казни колесованием; 12. Усекновение главы св. Екатерины. Шитье преимущественно разноцветными шелковыми нитями "атласным" швом, детали и надписи выполнены прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (швы: "косой ряд", "городок", "ягодка", "клопчик", "разводная клетка"). Личное вышито "атласным" швом не по форме и без притенений. Фон - коричневая (вероятно, изменившая свой первоначальный цвет) шелковая ткань, зашитая, по всей видимости, в более позднее время коричневыми и зелеными шелковыми нитями крупными стежками. Подкладка - холст.

Иконография

Художественные особенности и технология ее изготовления позволяет связывать памятник с владычной мастерской середины столетия. Об этом свидетельствуют особенности тонкого, прекрасно переданного вышивальщицей авторского рисунка, яркая красочность разноцветных шелков и повествовательность образа. Особенно близка она хоругви из Коневецкого монастыря, выполненной чуть позже. В ней встречаются такие же широкоплечие фигуры приземистых пропорций, даже отдельные схожие детали, в том числе характер изображения одежд, сегмента неба с фигурой Христа, одинаковые по рисунку надписи.

Дополнительная информация:

  • Новгородские епархиальные ведомости. 1915, c. 16, № 4;
  • Каталог Новгородского епархиального древлехранилища. Новгород. 1916, c. 46, № 469 (28);
  • Порфиридов Н. Г. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927, c. 17;
  • VI выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1969, c. 122, 131;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, c. 18, табл. 22-23;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971. Вып. EI-49, c. 17, 45-46, № 20;
  • Бадяева Т. А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1974, c. 14;
  • Декоративное искусство. 1974. № 12, c. 35;
  • VII выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1975, c. 118, 129;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV-начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, c. 15, 27;
  • Государственный Русский музей. Древнерусское искусство. Новые атрибуции. СПб., 1994, c. 17-18;

 

Сохранность и реставрация

Реставрация осуществлена в 1967 году в ГЦХРМ М. П. Рябовой: снята поздняя кайма, в местах утрат фона подведена реставрационная ткань.

Фрагменты

Библиография