Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение, с избранными святыми

Тип: Пелена

Происхождение: В музей поступила в 1919 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. Начало 1650-х гг.

Вкладчик: Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор.

Материал: Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 59 х 47,5

Страна: Россия

Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

В центральной и нижней части изображено "Сошествие во ад", в правой части средника - собственно "Воскресение". В правой и верхней частях вышиты четыре сцены с Благоразумным разбойником: "Христос вручает Благоразумному разбойнику крест"; "Благоразумный разбойник перед Иоанном Предтечей", "Благоразумный разбойник перед праведниками"; "Благоразумный разбойник перед прор. Илией и Енохом". На каймах вышиты патрональные святые вкладчиков: царевич Димитрий (слева) и прор. Анна (справа). Личное шито плотно крученым шелком телесного цвета "атласным швом" "по форме". Моделировка ликов схематичная, серовато-коричневого тона. Рисунок выполнен темно-коричневым шелком. Контуры и складки одежд Христа выделены рельефно серебряной нитью швом "по веревочке". Доличное шито пряденым серебром и золотом "в прикреп". Прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Фон средника, красный атлас, зашит пряденым серебром, незашитой оставлена только верхняя часть с надписью: "ВОСКРСНИЕ ГСДА БГА И СПСА НШЕГО ICA ХА". Каймы - зеленый атлас. К нижнему краю пришиты кисти из шелковых и серебряных нитей (остались только четыре кисти).

Сохранность и реставрация

Реставрация: Рябцева А.Н., 2010 г.

Удалены пятна неизвестного происхождения, ослаблены пятна воска, проведена общая водная очистка пелены. Средник частично сдублиро­ван по периметру и в верхней части. Проведе­но укрепление иглой по местам сечений и про­рывов. Края каймы перекрыты тонированным французским газом с последующим укреплени­ем иглой. Золотное шитье укреплено в технике памятника. Проведено укрепление иглой под­кладки и подложки под кисти по местам сече­ний, прорывов и утрат.

Фрагменты

Библиография