Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Голгофский крест

Тип: Пелена

Происхождение:

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 в. 1550 г.

Вкладчик: Вклад царицы Анастасии Романовны.

Материал: Бархат, камка, хлопчатобумажные нити.

Размер: 98 х 109; ширина каймы - 18

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Царицы Анастасии Романовны, XVI век

Описание

Пелена выполнена по красному бархату. Изображения средника и каймы обозначены по контуру белым хлопчатобумажным шнуром, служившим раньше основой жемчужного узора. На среднике - Голгофский крест, составленный из тридцати двух кругов, на месте которых ранее были дробницы; по сторонам креста - копие, трость и надписи: "Црь слвы Ис Хр Ника", в подножии - череп Адама и вкладная надпись в четыре строки. Средник обрамлен орнаментальной каймой. Узор - чередующиеся штамбы двух типов с шестилепестковыми розетками в центре. Лепестками розеток и завершениями штамбов служили мелкие трехлопастные и колоколообразные дробницы. Дробницы креста были прежде обнизаны жемчугом в две пряди; все остальное: трость, копие, надписи, орнамент каймы, внутренние и внешние очертания орнаментальной каймы - в одну прядь. Контур всех изображений обведен серебряной золоченой канителью. Подкладка пелены - зеленая камка.

Иконография:

Несмотря на современное состояние памятника (переложенного на новый фон и утратившего драгоценные украшения), он существенно восполняет представления об орнаментальном шитье середины XVI в. как в отношении состава узоров, так и художественного строя произведений. Это одна из ранних точно датированных больших подвесных пелен чисто орнаментального решения: в центре ее крест, вокруг широкая кайма, узор которой, некогда шитый жемчугом и дополненный разнообразными по форме дробничками, образован чередованием штамбов с шестилепестковыми розетками в центре. В своей древнейшей основе эти шамбы не что иное, как круги и крестообразные фигуры, получившие со временем подобный вид. Художественное решение пелены утверждало новые принципы выразительности в искусстве шитья - принципы декоративности и орнаментальности, ставшие преобладающими над изобразительным началом.

Дополнительная информация:

  • Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 33, № 86 (315);
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 126;
  • ПКНО. 1980. Л., 1981. С. 435-442;

Сохранность и реставрация

В конце XVII в. жемчужное шитье пелены было переложено с красного атласа на темно-красный бархат, а в 1824 г. с пелены были спороты все драгоценности.

Фрагменты

Библиография