Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Голгофский крест

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1920 г. из собрания Троице-Сергиевой лавры. Пелена подвешивалась под икону «Троица» письма Андрея Рублева, находившуюся в местном ряду иконостаса Троицкого собора.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1599 г.

Вкладчик: Пелена является вкладом в Троице-Сергиев монастырь царя Бориса Федоровича Годунова, сделанным в день памяти преподобного Сергия Радонежского 25 сентября.

Материал: Камка, жемчуг, драгоценные камни, золотые дробницы.

Размер: 105 х 119

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Царицы Марии Григорьевны, XVI-XVII вв.

Описание

Средник пелены - из красной камки, на нем - Голгофский крест из золотых круглых дробниц: на одних дробницах крупные драгоценные камни (изумруды, турмалины, сапфиры) в высоких золотых оправах, на других наведены чернью изображения святых. По сторонам креста - копие, трость и надписи, низанные жемчугом в одну прядь: "Црь слвы Ис Хс Ника"; в вершинах копья и трости - по крупному драгоценному камню; в подножии креста - восемнадцать золотых прямоугольных полос, расположенных шестью рядами; на них чернью наведена летопись о вкладе. Вокруг средника - широкая орнаментальная кайма, выполненная по зеленовато-голубоватой камке. Узор - чередующиеся крестообразные (ромбовидные) фигуры, образованные четырьмя трилистниками (золотые плащи), выходящими из одного центра (круглая золотая дробница), и древовидные штамбы. Стволы штамбов (дробницы с килевидным верхом) завершены золотыми трилистниками, от которых в стороны отходят изогнутые жемчужные стебли, заканчивающиеся золотыми плащами. Последние расположены так, что одновременно входят и в узор крестообразных фигур, составляя их обрамление. Изображения средника и узор каймы низаны жемчугом в одну прядь и обведены толстой золотой канителью.

Иконография:

Мотив четырех ростков или ромба с "процветшими" углами лежит в основе орнаментальной композиции пелены, где он ритмично чередуется с древовидными штамбами. Убранство ее создано под непосредственным влиянием пелен, выполненных в светлицах царицы Анастасии Романовны, в частности пелены 1550 г. Характер же орнамента годуновского произведения очень близок орнаменту на пелене царицы Александры Богдановны, выполненной в 80-х годах XVI в. и данной в Покровский суздальский монастырь под икону "Никола". Правда, на жемчужной пелене древовидный штамб получает более пышную декоративную разработку: ствол заменяется килевидной дробницей, завершения его включают разнообразные по форме золотые плащи с тончайшей гравировкой и чернью. Художники, предложившие орнаментальную схему узора, мастерски построили ее на кайме. Едва заметная разница в ширине кайм по горизонтали и вертикали дала возможность разнообразить решение основных орнаментальных мотивов, чем достигнуты и живописность узора, и смена ритма в организации его. В декоре пелены наряду с жемчугом и золотом большую роль играю разноцветные драгоценные камни: красные, зеленые, синие. В пелене 1599 г. в наиболее сконцентрированном виде выражены основные черты орнаментального шитья конца XVI в.: применение роскошных материалов, тесная связь с ювелирным искусством, сложность и красочность композиций. Годуновские произведения, с одной стороны, завершали процесс развития орнаментального шитья XVI в., а с другой - открывали период его особой декоративности в новом столетии.

Дополнительная информация:

  • Светильник, 1914. № 11-12. С. 20-21, табл. VI;
  • Никольский В. А. Древнерусское декоративное искусство. Пг, 1923. С. 74, 97;
  • История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 681, 684;
  • Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 78, рис. 35;
  • Русское декоративное искусство. Т. I. М., 1962. С. 477;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963. С. 103;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 132, рис. 162;
  • ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 303;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 150-153, № 76, 77;
  • Очерки русской культуры XVI века. Ч. II. М., 1977. С. 360;
  • ПКНО. 1980. Л., 1981. С. 438;

Сохранность и реставрация

Реставрирована в 1924 г. сотрудниками фи­лиала Реставрационной мастерской шитья ЦГРМ; в ГЦХРМ: в 1935 г. Ю.С. Карповой, в 1946 г. А.Д. Меркуловой.

Фрагменты

Библиография