Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Деисус

Тип: Индития

Происхождение: Памятник поступил в 1915 году в древлехранилище из Хутынского монастыря.

Век: 14

Уточняющая датировка: 14 в. Вторая половина

Материал: Тафта, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 165 х 163

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

В центре Деисуса представлен восседающий на престоле Христос. По сторонам -значительно меньшие по масштабу фигуры предстоящих: слева - Богоматерь и архангел Михаил, справа - Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. Над изображением предстоящих - херувим и серафим. В углах вышиты евангелисты. Шитье некручеными шелками "на проем" и прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (швы: вольный, "городок", "рядки", "перышки"). Личное выполнено некручеными шелковыми нитями "в раскол" по форме, без притенений. Фон - красная тафта, сохранившаяся лишь под шитьем. При переделке воздуха на напрестольный покров древнее шитье было переложено на новый фон - красную камку.

Дополнительная информация:

  • Новгородские епархиальные ведомости. 1916, с. 16, № 3;
  • Новгородские епархиальные ведомости. 1916, с. 677;
  • Каталог Новгородского епархиального древлехранилища. Новгород. 1916, с. 45, № 464 (19);
  • Порфиридов Н. Г. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927, с. 17;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947, с. 129;
  • История русского искусства. М., 1954. Т. 2, с. 276;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, с. 27, ил. с. 26;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 10, табл. 3 ;
  • Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина ХШ-началоХVвека. М., 1976, с. 207, 235;
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. М., 1995. Вып. X, с. 19;
  • Иконостас. Происхождение -развитие - символика. Тезисы докладов международного симпозиума 4-6 июня 1996 г. М., ГТГ. М., 1996, с. 29.

 

Сохранность и реставрация

Название "пелена" условно. Согласно описи Хутынского монастыря 1642 года, шитый "Деисус" представлял собой "воздух большой", переделанный позднее в напрестольный покров: древнее шитье было переложено на новый фон, значительно большего размера и иных пропорций. Вследствие этого изменилась композиция произведения - фигуры евангелистов оказались отдалены от изображения "Деисуса", а сам он был смещен от центра в нижнюю половину.

Фрагменты

Библиография