Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Митрополит Иона

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Чудова монастыря Московского Кремля в 1919 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1650-1660-е гг.

Вкладчик: Вклад Григория Дмитриевича Строганова в Успенский собор Московского Кремля.

Материал: Атлас, тафта, холст, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити.

Размер: 41 х 31

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

На среднике подвесной пелены к иконе изображен стоящий в рост митрополит Иона. Правая отведенная в сторону рука его благословляет, на вытянутой левой руке он держит Евангелие с четырехконечным крестом на окладе. На святом крестчатый саккос, омофор и святительская шапка с крестом на очелье. Личное шито плотно тонким крученым шелком светло-серого цвета "атласным" швом по форме с оттенениями более темным шелком по абрису лика, вокруг глаз, на лбу. Клиновидная борода - светло-коричневая с темными прядями. Темно-коричневым шелком отмечены черты лика и полосы от углов глаз к вискам, губы - красным. Одежды, нимб и Евангелие шиты прядеными серебряными и золотными нитями с разноцветными прикрепами (швы - "рядки", "ягодка", "черенок", "клетчатый городок", "косой клетчатый ряд"). Позём шит сканым золотом со светло-зеленым шелком. Фон вокруг изображения зашит "под аксамит" золотыми цветами и лапчатыми листьями (шов "рядки") по серебряному полю (шов "черенок"). Контуры изображения, детали и цветы на фоне очерчены красно-коричневым шелком. На каймах пелены из малинового атласа, обрамленных с двух сторон шитыми золотом полосами (шов "ягодка"), прядеными серебряными нитями четкой вязью с большим количеством выносных букв шит тропарь святому. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь пелены, на двух других - наружу. На верхней кайме в центре надпись прерывается зашитым пряденым золотом четырехугольным клеймом с изображением Богоматери Воплощения. Одежды ее также шиты золото-серебряными нитями (шов "ягодка") с густой голубой прикрепой на зарукавьях. Лики шиты коричневатым шелком. На нижней широкой кайме под тропарем, также обрамленная с внешних сторон золотыми полосами, пряденым золотом четкой вязью, шита вкладная надпись. Подкладка из темно-малиновой тафты. К верхнему краю подкладки пришиты две петли красной тесьмы.

Иконография:

Иконография традиционна для святителя, представленного в позе служения.

Дополнительная информация:

  • РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 723;
  • Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5, № 164,2;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12469;
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С. 212;.
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 329, кат. № 132.

 

Сохранность и реставрация

Потертости шитья. Ткань кайм по краям сечется. На подкладке прорывы и штопка. Загрязненность.

Фрагменты

Библиография