Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Митрополит Петр

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Чудова монастыря Московского Кремля в 1919 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1650-1660-е гг.

Вкладчик: Вклад Григория Дмитриевича Строганова в Успенский собор Московского Кремля.

Материал: Атлас, тафта, холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити.

Размер: 41 х 30

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

На среднике подвесной пелены изображен стоящий митрополит Петр. Правая отведенная в сторону рука его благословляет, на вытянутой левой руке он держит закрытое Евангелие с крестом на окладе. На святом крестчатый саккос, омофор и куколь с крестом на очелье. Личное шито тонким крученым шелком светло-серого цвета "атласным" швом по форме, с оттенениями более темным шелком по абрису лика, вокруг глаз, на лбу. Темно-коричневым шелком отмечены черты лица, полосы от углов глаз к вискам и пряди в светло-коричневой окладистой бороде. Губы красные, белые белки в скошенных вправо глазах. Одежды, нимб и Евангелие шиты прядеными золотными и серебряными нитями с малозаметными цветными прикрепами (швы - "рядки", "ягодка", "ягодка двойная", "черенок"). В кругах под крестами на саккосе шито красным шелком, обувь - малиновым, позём - сканым золотом с желтым шелком. Фон вокруг изображения зашит "под аксамит" пряденым серебром (шов "черенок") с золотыми цветами и лапчатыми листьями (шов "рядки"). Контуры фигуры, детали одежды, цветы на фоне обведены зеленой нитью. Каймы малинового атласа с двух сторон обрамлены золотными рамками (шов "ягодка"). На каймах пряденым серебром четкой вязью крупными буквами шит тропарь святому. Надпись (минейный тропарь) начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю каймы. На верхней и правой каймах буквы направлены к центру, на левой и нижней - наружу. На верхней кайме в центре в четырехугольном клейме, зашитом прядеными золотными нитями, изображена Богоматерь Воплощение (швы-"ягодка" и "городок"). На нижней широкой кайме ниже тропаря, в обрамлении золотных полос, вязью без лигатур шита серебром вкладная надпись. В конце надписи - две шитые серебром розетки. Подкладка из светло-коричневой тафты. Наверху подкладки пришиты две петли из красной тесьмы.

Иконография:

Иконография традиционна для святителя, представленного в позе служения.

Дополнительная информация:

  • РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 723;
  • Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5, № 163,1;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12470;
  • Русское искусство XVII века. Л, 1929. С. 113;
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С. 212;
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М, 2002. С. 326-328, кат. №130.

 

Сохранность и реставрация

Золотное шитье местами потерто, ткань на кайме и подкладке сечется. Подкладка выцвела.

Фрагменты

Библиография