Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Похвала Богоматери

Тип: Индития

Происхождение: Очевидно, пелена является вкладом императора Николая II в Вознесенский монастырь Московского Кремля, в котором Марфа Иоановна была монахиней. "Похвала Богоматери" была продана в музей известным коллекционером Н.Н. Черногубовым, который жил в Москве. Поступила в 1912 г. из собрания Н. Н. Черногубова.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. между 1613 и 1631 гг.

Вкладчик: В исследовании, посвященном Благовещенскому собору Московского Кремля, Н.А.Маясова отмечает, что в соборе была подвесная пелена с изображением "Похвалы Богоматери", которая значится в описях, и местонахождение ее неизвестно. Скорее всего, пелена из коллекции Русского музея и является вкладом царя и его матери в Благовещенский собор. Судя по описям, пелена Благовещенского собора была большого размера и фон ее был из красного атласа, как и у пелены из Русского музея. Временем создания пелены можно считать период пребывания Марфы Ивановны в Вознесенском монастыре - с 1613 по 1631 г.

Материал: Атлас, холст, серебряные, золотные и шелковые нити.

Размер: 112,5 х 100

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Царицы Марфы Иоанновны Романовой, XVII в.

Описание

На пелене представлена Богоматерь, сидящая на престоле, вокруг нее цветочная гирлянда, образующая вверху клеймо с изображением Спаса Эммануила. Одиннадцать пророков, держащих предметы, с которыми сравнивается Богоматерь в их пророчествах, окружают центральное изображение. Произведение шито с мастерством по прекрасному рисунку, выполненному хорошим художником. Внизу, под центральным изображением - две фигуры в рост: преподобная Марфа и Михаил Малеин - святые, соименные царю Михаилу Федоровичу и его матери "великой старице" Марфе Ивановне. Шитье преимущественно серебряными и золотными нитями "в прикреп", сканью, шелковыми нитями "в раскол". Лики шиты телесного цвета шелком "в раскол" по форме, без теней. Средник и кайма шиты по красному атласу. Вторая кайма из новой малиновой шелковой ткани. Под первоначальный фон подложен холст. Подкладка новая - зеленоватая крашенина.

Иконография:

Тема "Похвалы Богоматери" восходит к ветхозаветным пророчествам о воплощении Христа.

Дополнительная информация:

  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 80, кат. 109.

 

Сохранность и реставрация

NULL

Фрагменты

Библиография