Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: Происхождение неизвестно. Поступила в музей до 1939 г.
Век: 16
Уточняющая датировка: 16 в. Конец 1590-х гг.
Материал: Камка, тафта, атлас, крашенина, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити.
Размер: 18,5 х 95,5
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Стефаниды Андреевны Годуновой, 1590-1600 гг.
Произведение представляет собой сшитую из пяти четырехугольных вышитых клейм длинную узкую полосу. Фоном для шитья служит светло-коричневая камка. В центре - клеймо с изображением Крещения (Богоявления): в водах Иордана в трехчетвертном повороте влево, с опущенными вниз руками и перекрещенными ногами стоит обнаженный Христос. Его фигура имеет несколько деформированные пропорции (длинное тело при очень коротких тонких ногах). Слева на лещадках повернувшись к Христу стоит Иоанн Предтеча в милоти и развевающемся плаще. Правая рука его касается головы Христа. Справа на берегу стоят три ангела с платами в руках. Их фигуры более мелкие по масштабу. На Христа из сегмента неба нисходит Святой Дух в лучах, в виде голубя в круге. Личное шито плотно, тонким, некрученым песочного цвета шелком гладьевыми швами по форме без оттенений. Черты ликов отмечены темно-коричневым шелком. Такого же цвета волосы Христа и ангелов, у Иоанна - светло-коричневые. Иордан шит тонким некрученым голубым и белым шелком. Одежды и нимбы - прядеными золото-серебряными нитями с коричневой и голубой прикрепой (швы - "черенок", "рядки", "ягодка", "городок", "перышки"). Горки -сканым золотом с зеленым шелком. Фигура и горки очерчены коричневым шелком. Вся сцена заключена в шитую золотом рамку. По сторонам Крещения на более позднем фоне малиновой камки в шитых золотом кругах - поясные изображения святых в трехчетвертном повороте к центру, с надписями на фрагментах древнего фона (светло-коричневой камки). Слева с молитвенно простертыми руками - Димитрий Солунский и преподобная Матрона; справа с Евангелиями и с простертой вперед рукой - митрополиты Петр и Алексий. Лики святых шиты как и в "Крещении", красным шелком отмечены губы, белым - глаза. Волосы у Димитрия - коричневые, бороды у митрополитов - светло-коричневые. В одеждах и нимбах - пряденые серебряные и золотные нити с густыми желтыми, зелеными и коричневыми прикрепами (швы - "черенок", "перышки", "городок", варианты "ягодки", "клетчатые рядки"). Контуры фигур, складки одежд и другие детали прошиты коричневым крученым шелком. Нимбы оконтурены серебряной "веревочкой". Шитые золотом полосы обрамляют изображения. Подкладка из малиновой тафты. К подкладке пришито четыре металлических кольца для крепления полосы к иконе или киоту.
Иконография всех изображений традиционная. Однако первоначальная иконография и композиция всего произведения неясны.
Дополнительная информация:
Имеются утраты шитья, особенно в средней композиции. Возможно, нижняя часть фигуры Христа - поздняя доделка. Древний фон сохранился фрагментарно. В "Крещении" под разрывами ткани фона видна синяя крашенина. Позднейший фон красного атласа сильно сечется, имеет разрывы, как и подкладка. Общая загрязненность.