Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Кирилл Белозерский в житии

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря. Пелена подвешивалась к иконе «Кирилл Белозерский в житии» в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. Начало

Материал: Камка, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 99,5 х 118

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Великой княгини Соломонии Юрьевны, XVI в.

Описание

Средник пелены с фигурой святого Кирилла в рост окружен клеймами жития. Фоны заполнены пространными надписями, одна сцена как бы перетекает в другую. Рисунок сделан художником, близким Дионисию. Порядок клейм: 1. Рождество Кирилла; 2. Пострижение в монахи; 3. Беседа Кирилла с Сергием Радонежским; 4. Поставление Кирилла в игумены; 5. Явление Богородицы Кириллу; 6. Освящение места под монастырь; 7. Кирилл обличил Андрея, собравшегося зажечь келью. Кирилл благословляет церковных мастеров; 8. Кирилл погасил огонь своею молитвою. Кирилл пришел в послушание к старцу; 9. Кирилл принимает дары от послов князя Михаила Белевского. Кирилл явился князю во сне; 10. Кирилл изгнал беса из больного человека и исцелил его; 11. Приход священника к Кириллу, который благословил старца. Кирилл наполнил сосуды вином; 12. Кирилл благословил еду; 13. Кирилл избавил ловцов от потопа на озере; 14. Кирилл воскресил умершего брата и благословил его; 15. Кирилл и Богородица исцелили боярина Романа от болезни и благословили его; 16. Кирилл исцелил слепую каргопольскую княгиню; 17. Кирилл поручает братии и игумену монастырь; 18. Погребение Кирилла; 19. Кирилл явился старцу у гроба. Шитье разноцветными шелками "в раскол", а также золотными и серебряными нитями "в прикреп", сканью. Лики шиты светло-коричневым шелком "в раскол" по форме, без теней. Складки одежд обведены золотной нитью. Фон средника - песочного цвета камка; фон каймы - фиолетовая камка. Подкладка новая - желтый репс.

Дополнительная информация:

  • София, 1914, № 1, ил. с. 19, 25;
  • Отчет Государственного Русского музея за 1923 и 1924 гг. Л., 1925, с. 21;
  • Культура Древней Руси. Сост. Э. С. Смирнова. Л., 1967, ил. с. 105;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 26, ил. 40;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1-49. М., 1971, с. 70, № 60; с. 139, табл. 39 (1-5); с. 190, 191, табл. 80;
  • Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1970, вып. 26, с. 98;
  • Государственная Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства. Материалы научных конференций 1972-1973 гг. М., 1974, вып. 3, с. 54;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 26-27, 31- 32, кат. 25, ил. с. 56.

 

Сохранность и реставрация

NULL

Библиография